Спасо-Преображенский собор прошел через четыре века истории города. Прекрасный образец сибирского барокко и современной символ старого Кузнецка.
Первую городскую церковь жгли, грабили, делали в ней музей, школу комбайнеров, хлебозавод. В советское время храм прошел через запустение. Его драматичная история получила новый импульс уже в наши дни, когда собор подняли из руин.
Малую деревянную церковку казаки срубили в традиционном северорусском шатровом стиле. Ее изображения есть на карте 17-го века. Кстати, там отчетливо видно (и это подтверждают архивные записи), что Преображенская церковь в сам острог не помещалась. Уж очень тесно было в городьбе. Поэтому построили ее за пределами главных стен, обнесли отдельной оградой и, по сути, превратили в самостоятельное укрепление.
Первым служителем в Преображенской церкви был опальный поп из кремлевского Архангельского собора Иван Иванов, для него это была «почетная ссылка». «…нашел казаков в блуде и многоженстве…» — цитата из церковного отчета тех лет. Впрочем, историки склонны считать это выражение «поэтическим преувеличением». И уж точно это не относилось к молодому Кузнецку. Семьи свои казаки перевезли к месту службы много позже, а красавиц из местного населения в жены брали редко.
Сменил попа Ивана на службе новгородец Меркурий Леонтьев. Он пришел в Сибирь юным воином в дружине Ермака Тимофеевича и сан принял лишь на старости лет, когда уже не смог сражаться. Обычное дело для той эпохи — по возрасту сменить меч булатный на меч духовный.
После страшного пожара 1734 года (тогда сгорела большая часть деревянных строений) на старом фундаменте был возведен новый храм, как в сказке – «краше прежнего». А в 1792 году рядом с ветхим храмом появляется долгострой: каменный Спасо-Преображенский собор строят «40 лет и три года» - опять как в сказке. Кирпичное здание в классическом стиле получилось мощным: толщина внешних стен – около метра. Строительство дорогое, но полностью ведется на пожертвования: «тщанием горожан и доброхотных дателей». Вплоть до советских времен собор оставался самым высоким строением не только Кузнецка, но и всей южной Сибири.
«Кровавый декабрь» 1919 года стал роковым в истории храма. Его территория становится местом массовых убийств. Собор грабят и поджигают. Православная община делает робкие попытки восстановить святыню, но безуспешно. К 1935 году храм полностью закрывают.
Впрочем, добротное здание пустует недолго: уже в 1937 году в соборе планируют организовать музей, потом - школу рабочей молодежи, она гораздо актуальнее для растущего города. В 1940 году завезено оборудование для хлебозавода. Если судить по старым фотографиям, это был очень красивый хлебозавод. Он просуществовал в этих стенах больше полутора десятилетий.
1980-е собор встречает в виде безобразных руин, в которых сложно угадать очертания былого великолепия. И лишь перед самым распадом СССР историческое здание возвращают православной общине.
Восстановление святыни взвалил на свои плечи легендарный для Новокузнецка человек — отец Александр Пивоваров. Он без устали ищет помощников, дарителей, самоотверженных строителей, готовых работать бесплатно. Хлопочет о росписи иконостаса, куполах, звоннице. Деньги жертвуют неохотно: страна переживает сложнейший период. Индустриальный Новокузнецк чувствует это сполна: он поражен сильнейшим промышленным кризисом. История повторяется: снова долгострой, и снова собор возрождается «тщанием горожан», правда в новом времени «доброхотодателей» называют спонсорами.
Реставрационные работы полностью завершены лишь в 2004 году. С тех пор в Новокузнецке появились храмы выше, краше, но ни один не прошел с городом через четыре века истории.
Знаете об этом больше? Напишите нам!