Один из самых масштабных архитектурных символов города окружен тайнами, а в основе его истории лежит грандиозный обман.
Он появился благодаря обману. Эту аферу надо называть прямо. Никакие это были не «хитрости» или «курьезы», как писали в советской печати. Чтобы строить дворец, пришлось врать, рисовать фальшивые карты местности, подделывать официальные документы.
Монументальный жилой комплекс на Металлургов, 39, задающий облик главной (на тот момент) городской площади – это столичный размах. Провинциальному (на тот момент) городу это было явно не по рангу. Архитекторы понимают, что на помпезный дворец денег не дадут, а дадут по шапке тем нахалам, которые предложили его строить.
Поэтому в Москву, в министерство черной металлургии (строительство шло по линии КМК, а комбинат подчинялся именно этому ведомству) идет бумага: на площади строят сразу два здания. Точные копии тех домов с башенками, что уже украшают улицу 25 лет Октября. Вот и тут – якобы дома-уголки. Корпуса «А» и «Б». Стоящие через дорогу друг от друга. Даже улицу обозначили: переулок Орджоникидзе (на самом деле никакого переулка не существовало). А для убедительности вранья на схемах изобразили трамвайные пути, идущие аккурат между этими домами.
Кстати, именно эта карта-схема легла в основу устойчивой городской легенды о том, что через арку дома-дворца якобы когда-то ходил трамвай. Позже, оправдываясь, архитекторы говорили: переулок запроектировали, да, мол, строить не стали.
А на самом деле строители объединили два дома-уголка в один проект, развернув каждый и «сложив» их наподобие гигантской буквы «П» Объединить дома смогли за счет мощной двойной арки с колоннами. Но даже «обманный» проект, с фальшивым планом двух домов на перекрестке в министерстве не одобрили. На что из Сибири прислали фотографию: первые 4 этажа уже построены. Отступать – некуда.
Так на Предмостной площади (имя Маяковского в этой истории появится позже) возвысился колоссальный дворец с открытой галереей в 46 колонн по всему шестому этажу, увенчанный двумя башнями со шпилями. У этого дома – 1058 окон. Конечно, если считать с окнами башенок.
Чтобы не затягивать строительство, архитекторы закладывают в проект декоративный элемент – каменные цифры 1955 – год окончания строительства на фасаде. Снова отрезаны пути к отступлению. И строители вынуждены успевать, несмотря на крайне сжатые сроки. Успели. Акт приемки готового дома госкомиссией подписан 30 декабря 1955 года.
Снова и снова город показывает непокорный размах, и вновь: победителей не судят.
Знаете об этом больше? Напишите нам!