Стань агентом города!

Важная подписка. Мы не будем присылать вам лишей информации. Только по делу. Все что касается юбилея любимого города и главных событий в нашей жизни.

Загадки одного памятника

11 августа
В Новокузнецке открыли отреставрированный памятник С.М. Кирову.

Фото Марии Коряга

В ансамбле застройки улицы 25 лет Октября этот памятник не привлекает к себе особого внимания: он не стал модной селфи-локацией или местом для встреч. Между тем монумент в честь С.М. Кирова – памятник не простой: он имеет статус объекта культурного наследия местного значения и хранит, как оказалось, много тайн и загадочных историй, некоторые из них историкам и краеведам еще предстоит разгадать.

Загадка №1: дата открытия.

Реставрация объекта культурного наследия – процесс многоэтапный. Чтобы определить «фронт работ», нужно понять, какой облик должен обрести в итоге памятник. А облик его должен стать таким, каков был изначально, должен перенести нас в годы создания монумента. Для этого в проектные изыскания, которые предшествуют любой подобной работе, включаются комплексные научные исследования, в том числе исторические поиски.

Проектная работа.jpg
Научно-проектная документация по памятнику Кирову заняла 4 тома

Проектную документацию по ремонтно-реставрационным работам разрабатывали специалисты ООО «Углестринпроект» под руководством Дмитрия Николаевича Алешина, доктора технических наук, доцента СибГИУ, начальника отдела экспертизы промышленной безопасности. Первые же попытки дать исчерпывающую историческую справку привели инженеров-проектировщиков к парадоксу: точной даты возведения памятника не сохранилось, хотя в разных архивных источниках встречаются конкретные указания.

Для поиска документов, по которым можно было бы восстановить «историческую правду», проектировщики обратились к хранителям музеев и местным краеведам – в научно-технический музей имени Бардина, новокузнецкий краеведческий музей, – а также в библиотеку имени Гоголя и управление культуры администрации города.

Сохранившийся в новокузнецких архивах экземпляр постановления горисполкома от 17 апреля 1956 года содержит решение поставить памятник Кирову на улице 25 лет Октября.

Постановление горисполкома от 17.04.1956 (НФ ГАКО.Ф.1.Оп.1.Д. 406).jpg

А почти через год, 29 января 1957 года, вышло постановление горисполкома «О приведении в порядок скульптур города», где указывалось, что принято решение не воздвигать в городе монументы и скульптуры руководителям партии и правительства из гипса, бетона и мраморной крошки – то есть позже этого срока памятник Кирову появиться не мог (почему – чуть позже).

Постановление горисполкома от 29.01.1957 (НФ ГАКО.Ф.1.Оп.1.Д. 413).jpg

В то же время в ряде официальных источников датой создания памятника числится 1958 год.

Такие расхождения, видимо, связаны с отсутствием в городских архивах материалов о памятнике времен его создания. Среди документов 1950-х годов упоминаний о нем практически нет! 

IMG_20180808_160048.jpg

 «Возможно, это связано с тем, что в истории появления монумента существуют две основные даты – 1957 год и 1958 год. Первый – год завершения работы над памятником и его фактической установки, второй – год официального открытия», – делает вывод Инга Владимировна Саксонова, начальник технического отдела ООО «Углестринпроект».

Интересно, что Инге Владимировне удалось все же обнаружить «старые» фотографии памятника, и одна из них, которая и помогла восстановить первоначальный облик скульптуры и постамента, оказалась в личном архиве, среди книг ее матери.

 книга.jpg

Фото из книги «Кузбасс» (из личного архива И.В. Саксоновой)

книга 2.jpg

Подтверждает догадку о «двойной дате» статья в номере газеты «Кузнецкий рабочий» от июля 1957 года, рассказывающая о появлении в городе памятника Кирову. Приведена и фотография памятника – на ней видно, что у постамента еще нет декоративных элементов, а значит, работа над ним будет впоследствии продолжена.

из кузнецкого рабочего.jpg

Фото из газеты «Кузнецкий рабочий» от 1957 г.

О том, что настоящая дата открытия памятника – 1958 год, говорит и Петр Петрович Лизогуб, заместитель директора Новокузнецкого краеведческого музея по научной работе. В составленной им справке, которую он предоставил ООО «Углестринпроект», он также ссылается на выпуск «Кузнецкого рабочего».

Почему же торжественное открытие памятника С.М. Кирову в нашем городе не попало в фотохроники и не сохранилось письменного свидетельства об этом событии в текстах тех лет? Вероятно, затянувшиеся сроки обретения городом нового монумента наложили свой отпечаток, и мероприятие не обрело тех масштабов, которые должно было получить.

 Загадка №2: кто автор памятника?

Несмотря на то, что авторы многих памятников Кирову, разбросанных в огромном количестве по городам бывшего СССР, – известные советские скульпторы, авторство некоторых монументов в честь пламенного трибуна на сегодняшний день неизвестно. Авторство новокузнецкого памятника тоже подвергается сомнению краеведами.

Как известно, после гибели товарища И.В. Сталина по революционной борьбе в 1934 году, на всю страну была дана разнарядка по установке памятников С.М. Кирову и по переименованию улиц и площадей в его честь. В Ленинграде в 1935-м был объявлен конкурс на проект памятника Кирову. Участниками стали скульпторы со всего Союза, было представлено более 140 проектов. В итоге в Ленинграде был установлен памятник скульптора Николая Васильевича Томского и архитектора Ноя Абрамовича Троцкого. Бронзовая фигура как бы шагает твердой походкой, ветер развевает полы пальто. Характерный широкий жест рукой, взор устремлен вперед.

38562648886_4c4a347d47_o.jpg

Николай Томский. Памятник С.М. Кирову в Ленинграде. Архитектор Н. А. Троцкий. Бронза, гранит. 1938 г.

Томский работал над скульптурным портретом Кирова еще при жизни партийного деятеля. Работа продолжалась и после 1935 года. У Томского было множество вариантов монумента Кирову. Их копии – памятники, отлитые по моделям Томского, были установлены в разных городах СССР.

По общепринятой версии, памятник Кирову в нашем городе тоже является отливкой по модели Томского. Но П.П. Лизогуб и вслед за ним специалисты «Углестринпроекта» приводят убедительные контраргументы, и вопрос об авторе памятника открыт.

Дело в том, что похожие, можно сказать, одинаковые памятники кроме Новокузнецка встречаются в других городах – Ижевске, Иваново, Екатеринбурге (тот, что в парке ЦПКиО, – в городе их несколько разных), Кирове, Зарайске, Северодвинске, Торжке, Семипалатинске.

Вытегра.jpg

Памятник С.М. Кирову в Вытегре (Вологодская обл.)

Зарайск.jpg

Памятник С.М. Кирову в Зарайске (Алтайский край)

Астрахань.jpg

Памятник С.М. Кирову в Астрахани

 «На все указанные однотипные (по внешнему виду) памятники отсутствует какая-либо информация об авторстве исполнения. Так что на текущий момент вопрос об авторстве новокузнецкого памятника следует признать открытым», – заключает П.П. Лизогуб.

Как так получилось, что и в других городах со схожими памятниками упущен вопрос о том, кто их автор, – непонятно. Так же, как и неясно, почему именно эта скульптура, этот вариант памятника так массово остался без имени создателя. Над монументами в честь Кирова трудились, кроме Томского, и другие знаменитые советские скульпторы – М Г Манизер, В Б Пинчук, и копии их работ также рассредоточены по территории бывшего СССР. Однако исследователи убеждены в том, что авторство установленного у нас памятника нельзя однозначно приписывать ни Томскому, ни им.

 «Биографы Томского отмечают, что скульптор был лично знаком с Кировым, работа по созданию его скульптуры велась художником еще при жизни советского деятеля. У Томского сложился свой взгляд на личность Кирова как на великого, одухотворенного, целеустремленного и энергичного человека. Это нашло отражение и в стиле работ Томского – скульптурам свойственна живость, энергичность, широта жестов. Чего нет в нашей скульптуре – опущенные в карманы руки, задумчивый взгляд», – замечает И.В. Саксонова.

2_Nikolai Tomskii_0.jpgНовокузнецк.JPG

Для сравнения: памятник С.М. Кирову в С.-Петербурге (автор – Н.В. Томский) и в Новокузнецке.

Разнятся «почерки» скульпторов и в случае сравнения памятника, например, с работами Манизера. Для его «Кирова» характерен символический жест – указующий перст.

Псков.jpg

Памятник С.М. Кирову в Пскове (автор – М.Г. Манизер)

Загадка №3: кто автор постамента?

Этот вопрос можно было бы прояснить легко, ведь уникальность растиражированных по Союзу скульптур определялась постаментом, создаваемым непосредственно в городах, в местных мастерских. Но в этой части городские архивы загадочным образом утрачены. И хотя по официальной версии архитектором памятника является В.Н. Савченко, говорить о том, что именно он запроектировал постамент памятника, специалисты не решаются. Почему?

Виталий Николаевич Савченко, по имеющимся исследованиям, в середине 1950-х годов был главным архитектором города. Встречаются и ссылки, что активное творчество Савченко пришлось на начало 1950-х, но документальных подтверждений периодам деятельности архитектора нет.

 «Более того, в том самом сохранившемся постановлении горисполкома от 29 января 1957 главным архитектором города указывается Павел Иванович Отурин. Мы обращались в комитет градостроительства и земельных ресурсов города – материалы того периода не сохранились. Выходит, что сказать однозначно, кто автор проекта постамента, невозможно», – подчеркивает И.В. Саксонова.

 Загадка №4: чугун не настоящий!

Памятник обрел статус объекта культурного значения довольно поздно – почти через полвека после установки, в 2007 году. В официальных документах объекта указано, что фигура Кирова выполнена из чугуна, а постамент – из кирпича.

чугун 1.jpg

Однако когда начались работы по исследованию памятника и проведению экспертизы его состояния, выяснилось, что за слоями штукатурки прячется бетонный «Киров», а изначальный красный цвет постамента и стилобата (ступенчатого основания) «обеспечивает» не кирпич, а цветовые добавки. Сам же постамент также выполнен из бетона на гравийно-песчаной смеси.

чугун 2.jpg

Были найдены и другие неточности в описании памятника. Например, описан «рельеф из лаврового венка», оказавшийся после расчистки декоративного элемента от слоев краски дубовой ветвью.

Свои тайны памятник хранил под несколькими слоями ремонтных растворов и краски – свидетельств о хотя бы одном капитальном ремонте монумента за 60 лет нет (правда, обнаружились фотографии 1964 года, где памятник в строительных лесах, но описания работ в архивах нет). Зато свидетельства о многочисленных косметических ремонтах специалисты собрали в избытке – Дмитрий Николаевич Алешин показал нам разобранные по периоду нанесения слоев осколки краски.

чугун 3.jpg

чугун 4 алешин.jpg

Примечательно, что в разные годы памятник почему-то покрывали совершенно разного оттенка растворами. Потому и оказалось утрачено реальное описание объекта.

чугун 5.jpg

Подспорьем в определении первоначального облика памятника стали и работы в скульптурной мастерской. Местный художник-скульптор Сергей Владимирович Приходкин, реставрировавший памятник, определил оригинальное расположение декоративных элементов с советской символикой – звезды и лавровых листьев, обрамляющих ее.

чугун 6.jpg

Работы по очищению памятника от наслоений краски позволили выявить еще одну загадку памятника – на нем не оказалось надписи, указывающей, кому посвящен монумент… Принято решение о том, чтобы на памятнике появилось такое указание.

Вот так, благодаря совместной работе проектировщиков, краеведов, специалистов в области культуры и искусства и удалось определить, каким памятник был и каким ему быть отныне.

чугун 7.jpg 

Выберете социальную сеть для авторизации
Ваша информация будет использоваться только на этом сайте.