Стань агентом города!

Важная подписка. Мы не будем присылать вам лишей информации. Только по делу. Все что касается юбилея любимого города и главных событий в нашей жизни.

События из истории

24 ноября
Поиски могилы Петра Томского

К серьёзным поискам захоронения первого кузнецкого святого, канонизированного ещё 1984 году, учёные приступили лишь в 2010 году. То есть, фактически, спустя 200 лет после его кончины. Получив благословение епархии, историки вместе с геодезистами приступили к разведке места будущих раскопок возле села Краснознаменка – в том числе и с воздуха. С помощью геолокационных приборов они искали участки с нарушенной плотностью почвы. Проще говоря, рыхлую землю. Археологам предстояло исследовать не только старые ямы, сделанные при жизни пустынников Василиска Сибирского, Зосимы Верховского и Петра Томского. Но и проверить современные раскопки, проведённые в начале 2000-х не слишком опытными поисковиками. Не исключено, что они могли наткнуться на погребение Петра Томского, но не понять, что именно раскопали. Болотистая местность серьёзно усложняла учёным задачу. Ведь сибирские отшельники сознательно забирались в топкую глушь, чтобы исключить все контакты с миром.
Впрочем, миряне всё равно посещали монахов: приносили дары, просили разрешения пожить рядом, чтобы приобщиться к благочестивому образу жизни. Такая популярность вскоре перестала устраивать одного из отшельников – Зосиму. И он переселился вёрст за пять от первого скита.
А история появления праведников на Средней Терси такова. Василиск был выходцем из дворян, успевшим дослужиться до чина поручика гвардии. Зосима – из крестьян, отпущенным супругой вершить монашескую жизнь. Вместе они много странствовали. Получив благословение на пустынножительство (причём именно в Сибирь), не сразу согласились с этим направлением. Трижды пытались отправиться на святой Афон, но - безуспешно. Приняв это за знак свыше, Василиск и Зосима пешком отправились в Сибирь и дошагали до Кузнецкого уезда Томской губернии. В районе нынешнего Увала – едва не погибли от голода и холода. Но местные жители нашли странников и выходили их. Спустя пару месяцев, Василиск и Зосима выкопали себе землянки. А позже благотворители пожертвовали отшельникам деревянные кельи. Когда к монахам присоединился Пётр Томский (в миру – Пётр Алексеевич Мичурин), Зосима и Василиск прожили в тайге уже 16 лет.

По свидетельствам современников, буквально «сгоравший любовью к Богу» юноша-дворянин из Кузнецка накладывал на себя жестокие ограничения. Вот как говорится об этом в его жизнеописании: «Приучая себя к воздержанию постепенно, он от 3–4 фунтов своей обычной пищи приучил себя довольствоваться 3/4, а иногда менее, хлеба. Чаще же всего он отказывался и от воды и к вечеру ел один сухой хлеб, проведя весь день без пищи. Часто в летние жары он томил себя до изнеможения жаждою. Совершенно отучил себя спать лежа. Но отдыхал сидя, от чего его ноги страдали опухолью. На это он не обращал никакого внимания. От постоянного и тяжкого поста, жажды и ночного бодрствования, все тело в Петре увяло и высохло до того, что все кости были покрыты одною кожею, точно он был живой мертвец. Весь иссохший, бледный, уста запекшиеся от жажды, впалые глаза, пустой желудок, проступавшие наружу ребра. На руках, коленях и лбу от земных поклонов кожа зачерствела».

Нужно добавить, что Пётр Томский, как и его наставники, принадлежал к учению под названием исихазм, предполагавшим постоянное, почти непрерывное чтение Иисусовой молитвы. По признанию юноши, он научился читать молитву даже во сне. Не удивительно, что в таком состоянии 20-летний монах однажды не справился с тяжёлым топором и во время колки дров разрубил себе ногу. Эта травма и послужили причиной его смерти. Петра Томского похоронили метрах в 20-ти от его кельи, выбрав место повыше и посуше. Сельские жители, сокращая путь из Краснознаменки до Увала, вплоть до середины 20-го века ходили по таёжной тропе недалеко от этой могилы. Но с тех пор непосредственных свидетелей этого не осталось, а сама местность изменилась. И если фрагменты сруба отшельника нашли довольно быстро, то место его захоронения пока не обнаружили. Почему? Набожные люди говорят: мощи не находятся, а обретаются. То есть – будет на то божья воля – найдётся могила. Учёные рассуждают более рационально. Оказывается, могилы Петра Томского в Новокузнецком районе, возможно, и нет. Её, например, могли перенести в 70-е годы прошлого века, когда рядом планировали строить Крапивинское водохранилище. Куда перенесли? Искать ответ нужно в архивах. Разгадку места захоронения могут дать и полицейские протоколы, составленные в 1819 году по факту трагической гибели Томского. Архивы позволят пролить свет и на личность 20-летнего отшельника, а главное, помогут найти его потомков, чтобы в случае обнаружения останков, провести их генетическую экспертизу.
Впрочем, и то, что уже подняли на раскопках, обладает немалой исторической ценностью. Во время нескольких экспедиций найдены: подсвечник, сковорода, грузило, гвозди, иглы, самодельные кирпичи, осколки керамики и целые сосуды (глиняную посуду изготавливал Василиск), печные заслонки. Есть и неожиданные находки: например, следы плавления золота. Это за 10 лет до того, как его открыли геологи! Многие предметы вошли в реконструкцию кельи святого Василиска, открывшейся в доме купца Фонарёва. В 2015 году в селе Краснознаменка возвели храм Трёх Святых. К месту, где жили отшельники, приезжают многочисленные паломники.
А поиски могилы Петра Томского и раскопки скитов будут продолжаться. Археологи уверены, что в земле ещё осталось много важных артефактов.

Выберете социальную сеть для авторизации
Ваша информация будет использоваться только на этом сайте.